WWW. YMEDVEDEV. RU

СТИХИ РАССКАЗЫ КНИГИ СТАТЬИ РИСУНОК МУЗЫКА ПО РОССИИ

Конец книжной цивилизации?

Здравствуйте уважаемая редакция PC Magazine!

Хотелось бы обсудить две статьи Рубена Герра “Старые песни о новом” №4, 2003 и “У нас и в мире” №7, 2004, связанные, как мне кажется, одной общей нитью. Не смотря на то, что эти статьи написаны сравнительно давно, думается, что они не потеряют своей актуальности еще довольно долго.

Напомним, что первая из упомянутых статей посвящена все возрастающему влиянию компьютера на процесс мышления, а вторая – дистанционному обучению, т.е. влиянию компьютера на процесс получения знаний. В сущности, в этих статьях автор оптимистично провозглашает конец книжной цивилизации и выход человечества на некую магистраль, на некий новый уровень мышления, как в сфере профессиональной деятельности, так и в сфере получения образования.

Приведем цитату из первой статьи: "Основное отличие человека компьютерного от книжного, на мой взгляд, состоит в том, что он будет хранить в своем мозгу совсем иные знания. Ведь ему не к чему захламлять память тем, что можно во мгновение ока получить от компьютера. В терминологии языков программирования, его память будет содержать в себе много меньше данных, но зато больше операторов, точнее алгоритмов. Не надо смеяться, современные дети, по крайней мере наиболее способные из них, отличаются от своих родителей в детстве именно и в первую очередь этим."

А вот у меня есть подозрение, что данные и алгоритмы хранятся совсем в разных ячейках нашего головного мозга :) Вряд ли человек будет полноценным, если в конце концов благодаря компьютеру превратиться в хранителя алгоритмов. Может ли инженер держать в голове только алгоритмы? Вспоминаю защиту наших курсовых в институте, когда преподаватели, глядя на чертеж транспортного средства, за несколько минут проводили расчеты в голове и делали вывод о несостоятельности конструкции. А студент рассчитывал этот проект в течении семестра. Значит, были в головах инженеров алгоритмы, т.е. формулы, но в формулы надо и данные подставлять, т.е. такой “хлам”, как различные коэффициенты (упругости, жесткости, сцепления и т.п.) - иначе результата не получишь. Умение делать такие расчеты в голове ценно не только в лабораторных условиях, но и в условиях полигонов со сложными метеоусловиями, когда ни КПК ни ноутбуком воспользоваться нельзя.

Умение выполнять свою работу полностью без компьютера сейчас становиться особенно актуальным. Использование компьютера порой делает обратное - рабочие алгоритмы вытесняются из памяти. Не смешная ли ситуация, когда банковский сервер "лежит", а бухгалтер или оператор не может посчитать проценты и отпустить клиента, т.к. он забыл формулу?

Трудно поспорить с Рубеном Герром в том, что компьютеры заставляют детей (да и не только детей) привыкать к играм, снижают их коммуникабельность и уровень ответственности. Но, думаю, есть еще одна глобальная проблема - нивелирование творческого процесса. Недавно один известный российский пианист, дирижер и композитор на вопрос использует ли он компьютер для создания музыки, быстро отмахнулся - "Что вы! Я использую компьютер только в качестве записной книжки!". Джеки Чан часто жалуется на то, что на съемках он получает тяжелые травмы, а люди думают, что он делает свои трюки на компьютере. Обидно, не правда ли?

Вторая статья утверждает, что человек выходит на некую магистраль дистанционного образования, имеющую большое будущее. При этом автор предлагает следующую модель автоматизации образования – “Наверху Мастер-конструктор, точнее, коллектив, внизу – автомат. При этом индивидуальный контакт не ослабляется, а усиливается. На стандартные вопросы даются стандартные ответы (ЧаВо), обобщать эти вопросы и вносить надлежащие коррективы в учебный процесс Мастеру помогают ассистенты, а если обнаружится студент-ученик, спрашивающий или утверждающий нечто нетривиальное, с ним можно и в переписку вступить, а там и в жизни встретиться. Так что не тупик это никакой, а самая что ни на есть магистраль.”

А вот мне не ясно, кого мы хотим вывести на эту магистраль? Можно ли дистанционно научить конструировать машины, строить дома и лечить людей? Нужно ли ставить их обучение и дальнейшую работу в полную зависимость от компьютера? По-моему речь должна идти лишь об отдельных предметах, да и то второстепенных, не относящихся к специальности. И чем “дистанционный очник” будет отличаться от “дистанционного заочника”? Никакие FAQ-и, форумы и chat-ы не заменят живых лекций, но при совместном использовании несомненно сделают учебный процесс более полным. А студенты будут продолжать распечатывать свои “дистанционные” лекции с экрана и дело тут не в учете “специфики восприятия с экрана”. И никакие OLED-дисплеи не помогут, а если и помогут, то только тем, что ничем от старой доброй книжки в результате своего развития отличаться не будут!

Мне кажется, что книжная цивилизация, окончание которой провозглашает в своей статье автор, является цивилизацией свободной, чего не скажешь о цивилизации компьютерной. Книгу я могу читать, а могу и не читать, бросить и не открывать еще лет 20. И ничего мне не надо, чтобы сохранять информацию, кроме книжной полки. Как все-таки приятно листать глянцевые бумажные страницы журнала PC Magazine! Думаю, что мне потребуются значительные усилия, чтобы прочитать PDF-версию того же журнала лет, скажем, через десять.

Существуют еще и такие моменты, как преемственность вещи. Например, вы можете сказать так: “Эту книгу читал еще мой дедушка”, но вряд ли можно представить человека, говорящего: “Этот файл читал когда-то мой отец”. С цифровой эрой какие-то неуловимые вещи уходят… Кажется Маркес говорил, что для него старые книги ценны не только своим возрастом, но еще и тем, что ему интересно читать свои заметки на полях книги, сделанные много лет назад.

Хотя, нет худа без добра - иногда электронные версии книг могут предоставить нам некоторые удобства, которых нет в их бумажных собратьях. Недавно в одном интернет-магазине меня заинтересовала компьютерная книга стоимостью 40$. Но мне нужна была всего лишь одна глава и я купил… нужную главу всего за 4$ - очень удобно, но удобства эти не применимы к художественной литературе.

Не думаю, что "будущий компьютерный человек будет как минимум не хуже нас, книжных", если дело так пойдет и дальше. Образование должно использовать информационные технологии, но не в том традиционном смысле, когда требуется, чтобы студент как можно больше использовал компьютер в процессе обучения и работы. Преподаватели должны строить учебный процесс так, чтобы студент мог без компьютера, если не получать, то хотя бы применять накопленные знания.

Чем меньше знаний и умений человек перекладывает на компьютер, тем выше степень его независимости. Книга, в традиционном смысле этого слова, должна обязательно сохраниться, для того, чтобы с ней не ушло много ценного, что накопило человечество за годы своего существования. И речь здесь идет не просто о банальной смене информационных носителей. Я могу показаться ретроградом, но все же не стоит позволять компьютеру слишком глубоко внедряться в нашу жизнь, иначе мышление действительно поменяется, а за ним и сознание и мы потеряем хоть и относительную, но все же свободу, которую оставляет нам книжная цивилизация.

C уважением,
Юрий Медведев

<< на предыдущую страницу


©2008-2010 Юрий Григорьевич Медведев       E-mail: public@ymedvedev.ru, ICQ: 433 230 878